Читаю сайт, посвященный древнему народу Меря, и натыкаюсь на каждом шагу: "волжско-финское наследие", "пласты финской культуры", "финские народы", "фино-угорская традиция". И это - "патриотический" сайт...
Река Обь, или вернее место ее впадения в Северный Ледовитый океан, относится к числу самых популярных воспоминаний о «золотом веке» человечества. Ещё древние греки верили в существование блаженной Гипербореи. В византийские времена космографы помещали здесь счастливый остров Туле (Ultima Tule), который стал одним из названий Гипербореи. В «Книге Велеса» и в «Мазуринском летописце» это же место - восточный форпост владений Словена и Руса, мифических прародителей славян, которые описываются как владыки огромной территории до Финского залива. Согласно народным сказаниям, где то здесь должен был находиться и золотой остров Алатырь. Хотя во многих сказаниях Алатырь вовсе не остров, а «бел-горюч камень», что указывает на тектонический характер событий, закрывших эпоху "золотого века". ... читать далее
Выпускник полтавской гимназии Александр Шагрей предвкушал скорые испытания своего детища. Ведь он придумал многоступенчатую ракету, с помощью которой собирался преодолеть земное притяжение и попасть в открытый космос. Он даже написал книжку, в которой изложил все свои расчеты и соображения. Правда, издать ее не удалось, потому что свои права на 20-летнего первокурсника петербургского «политеха» предъявила Первая Мировая война.
Латинский писатель Ян Длугош в 1479 году охарактеризовал политический режим в Московии как "iugum barbarum" (ярмо язычников, дикарей), повторив это выражение в измененном виде "iugum servitutis" (ярмо слуг, рабов), словно бы для уточнения. Так выглядела ситуация в Московском государстве с точки зрения соседней Речи Посполитой (Польши), где жил и работал знаменитый хронист. Понятно, что слуги-язычники, которые запрягают своих хозяев в воловье иго (тягло в виде двух перекладин на шее животного) – это точно не повара и не гувернантки. Мировая история знает много сюжетов, когда солдаты-наемники, рекрутируемые из языческих племен, восставали против хозяев и даже захватывают власть. В Риме третьего века «солдатские императоры» были нормой, но то Рим! Кто же здесь, на краю Ойкумены, установил власть над своими хозяевами?
Когда говорят об истоках Новосибирска, вспоминают Герхарда Миллера. В 1734 году путешествовавший по Сибири академик перечислил приобские «деревни с церквями», где под первым номером значилась исходное поселение современного Новосибирска: «Кривощёкова Большая или Никольское село, на западном берегу Оби». Обратите внимание: Кривощекова Большая деревня или Никольское село. Деревня или село. Неправда ли странно? Деревня с церковью в России называлась и называется селом, но по Миллеру Большая Кривощекова была деревней, то есть поселением без церкви. И в то же время - "село Никольское", поселение с церковью. Словно бы давая ключ к разгадке этого противоречия, Миллер в этом же сообщении называет Большую Кривощекову еще одним именем: Никольский погост.
На праздничном митинге в Новосибирске 1931 года можно было видеть большой плакат: «Построим сибирский гигант черной металлургии - Новосибирский завод горного оборудования!» На страницах местных газет во всю кипело обсуждение перспектив развития будущего завода горного оборудования… Но в 1933 году в Новосибирск приехал нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, который осмотрел строительство и остудил энтузиазм новосибирцев. Вместо «гиганта черной металлургии» было решено строить предприятие по изготовлению запчастей для тракторов, комбайнов и мелкого инструмента. Так появился завод «Сибмашстрой», где, как и было велено, начался выпуск льнотрепалок и насосов типа «Комсомолец». Правда, идиллия длилась не долго. В 1936 году в судьбу предприятия вновь вмешивается крупный советский деятель. На этот раз – маршал М.Н. Тухачевский. Завод вновь послушно меняет профиль, директора и название. Теперь это «Предприятие авиационной промышленности № 153». Тухачевского уже на следующий год расстреляют как «врага народа», но Новосибирск должен быть благодарен этому человеку. С легкой руки самого молодого советского маршала столица Сибири войдет в историю мировой авиации как город, где в 1936 году было основано самое первое предприятие по производству боевых самолетов-истребителей.
Оказывается, Новосибирский авиазавод № 153 создавался специально под И-16 – самолет, от которого ведет свой род вся мировая истребительная авиация. Гениальное детище Николая Поликарпова сегодня считается Адамом и Евой всех современных истребителей, потому что первым в мире совместило в себе высокоскоростной моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Именно эти конструктивные особенности определили тогда еще только нарождающийся класс высокоскоростных и высокоманевренных машин для воздушного боя. И хотя И-16 поначалу выпускался в Москве и в Нижнем Новгороде, но первым предприятием, которое было построено специально под производство нового вида боевых самолетов, стал авиазавод № 153 в Новосибирске. Не случайно, в 1939 году он был переименован в честь того самого летчика, который проводил все испытания И-16, лично отстаивая перед И.В.Сталиным право этой машины на серийный выпуск. Этим летчиком был Валерий Чкалов. Эра поликарповского И-16 продлилась до 1941 года, когда новосибирцы выпустили последние 19 экземпляров «первоистребителя». После этого завод им. В.П.Чкалова полностью переключился на выпуск более продвинутых ЛАГГ-3 и ЯК-7б, которые, как известно, вошли в число наиболее массовых истребителей Великой Отечественной войны. В дальнейшем предприятие (сейчас – НАПО им. В.П.Чкалова) станет одним из главных оборонных заводов СССР, где будут выпускаться многие знаменитые модели боевых самолетов. Но легендарный И-16, «самолет Чкалова», навсегда останется символом эпохи, как в прочем, и визитной карточкой Новосибирска, удостоверяя приоритет этого города как места, откуда пошло все мировое истребительное авиастроение.