RSS
Обратная связь | Проект Федора Григорьева
Новосибирск, вперёд!
Поиск по сайту:Расширенный поиск по сайту
Навигация

Подписка на новости
Введите ваш e-mail адрес:


Календарь-хронограф
«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Теги
верхнее приобье, история сибири, каганат, рейтинг, сибирские города

Местные новости
Новосибирская область в Великой Отечественной войне: глубокий тыл или передовая линия фронта?
Первые 11 сибирских дивизий прибыли на Западный фронт, когда немцы уже оккупировали Белоруссию и Прибалтику. Именно эти дивизии замедлили победное шествие противника в направлении Москвы, навязав ему тяжелые бои под Оршей и Смоленском. Первую настоящую трепку немцам устроила 24 армия, сформированная в Сибирском военном округе. На 125 километре от Москвы, около городка Ельня, было уничтожено 47 тысяч немцев. Сталин в честь этой победы учредил Гвардию, а в отчетах немецкого командования появился термин "новая сила", которым обозначалась уважительная причина возросших потерь.... читать далее
 

Бронзовая история Новосибирска и пять выводов
Вопросы без ответов.

Бронзовая история Новосибирска и пять выводовПо данным Института истории, филологии и философии СО РАН (Булыгин Ю.С., Громыко М.М) будущая столица Сибири ведет свое начало с петровских времен. На рубеже 17-18 веков служилый человек Федор Креницын по кличке Кривощек пришел на левый берег Оби и заложил здесь самое первое поселение в виде торгового подворья. Так родилось село Кривощеково, которое дожило до 20 века и было снесено в связи со строительством Транссиба.

Эта история устраивала всех, пока у местных краеведов не стали появляться вопросы. Почему именно это место выбрал Федор Кривощек для своего «торга»? Каким образом он взаимодействовал с «белыми калмаками», с которыми должен был торговать, если известно, что те жили на другом берегу? Почему Г.Ф.Миллер, первый придворный историограф России, путешествовавший в этих местах в 1734 году, записал второе название Большое Кривощеково – Никольский погост, Никольское село? Вопросы не получали ответа, потому что тема происхождения давным-давно снесенного села никого особо не волновал. Более того, в 80-х в исторической науке возобладало мнение о том, что древнее Левобережье вообще не стоит связывать с Новосибирском. Столица Сибири должна быть молодым, устремленным в светлое будущее городом, которому ни к чему вериги древности. Так родилась красивая мифологема о прогрессивном писателе-«путейце», который в конце 19 века предложил это место под первый железнодорожный мост через Обь, где тот и был возведен, попутно дав жизнь будущему Новосибирску.
Сначала общественность Новосибирска отреагировала на это решение благодушно, начали праздновать День города, которым власти назначили дату прибытия барж с «мостостроителями» (самарскими землекопами), но со временем стало приходить отрезвление. Сначала выяснилось, что прогрессивный писатель не такой уж и «путеец», потому что имел чин действительного статского советника и был кутилой, прославившимся растратами казенных денег. А потом обнаружилось, что он вообще не имел отношения к изыскательским и гидрологическим работам в районе Кривощеково. В память об этом конфузе горожанам осталась одна из главных площадей города, названная в честь «основателя», и куча новых вопросов. Почему дата рождения города привязана к строительству моста, если существует официальный императорский рескрипт о его «возведении в степень» города? Почему только на Оби родился новый город, а на остальных 15 великих реках, которые пересек Трассиб, ничего подобного не произошло? Почему в имперских официальных бумагах будущий Новосибирск до своего переименования значится как «поселок Кривощековский»? 

... читать далее
 

СУЩИЙ, ВЕЩИЙ, КОЩИЙ: МИР ЖАЖДЕТ РУССКОЙ ЛЕНИ
СУЩИЙ, ВЕЩИЙ, КОЩИЙ: МИР ЖАЖДЕТ РУССКОЙ ЛЕНИ

В параллельном развитии русской и европейской цивилизаций каждая накопила свой багаж ценностей. Ценности Европы известны - они широко пропагандируются, они предлагаются, они доступны для изучения. Что же предлагает "Святая Русь”?... читать далее
 

Оболганная история России: поместная крепость

В этой статье автор ставил перед собой цель доказать, что крепостное право - это исторически обоснованное, прогрессивное явление, благодаря которому Россия освободилась от Орды, стала доминировать в Европе, попутно избавив свое население от ужасов европейского средневековья, изуродовавшего менталитет среднестатистического жителя Европы. В начале 19 века крепостное право сыграло важную роль в становлении русского национального самосознания, в конечном счете, подарив современным русским ту "самость", которая и сегодня делает их особым народом.           

... читать далее
 

О МОШЕННИЧЕСТВЕ ИЛИ ПОЧЕМУ БУРЯТСКИЙ БИЗНЕСМЕН СЕРГЕЙ ПРОНИН НЕ СТАЛ МАНУФАКТУР-СОВЕТНИКОМ.
О МОШЕННИЧЕСТВЕ ИЛИ ПОЧЕМУ БУРЯТСКИЙ БИЗНЕСМЕН СЕРГЕЙ ПРОНИН НЕ СТАЛ МАНУФАКТУР-СОВЕТНИКОМ.Мало кто знает, что одной из причин относительно быстрого послевоенного восстановления Европы (по сравнению с СССР) были капиталы, накопленные европейскими бизнесменами во время Второй Мировой войны. Да, да! Война - дело дорогое, поэтому на германских военных заказах богатели бизнесмены не только в США, но и в Европе. И как только стихли громы войны, эти деньги потекли на зарплаты европейцев в деле стремительного восстановления условий жизни. А что же в стране-победительнице? Здесь, как известно, царила счастливая социалистическая нищета. Бывшие солдаты часто начинали свою жизнь с нуля, потому что другого работодателя, кроме государства, не было. Последнее, хоть и поправило свои дела на войне, не хуже европейцев (с 1944 года доходы госбюджета СССР стали превышать его расходы), но тратить свои деньги на зарплаты своих граждан не спешило.
... читать далее
 


Самые цитируемые новости нашего портала
  • Почему мигранты пытаются взорвать новосибирцев?
  • Новосибирская область в Великой Отечественной войне: глубокий тыл или передовая линия фронта?
  • Сибиряки вернулась с чемпионата России по боевому самбо с бронзой
  • В Новосибирске встретили победителя и призеров первенства России по самбо.
  • Бронзовая история Новосибирска и пять выводов
  • СУЩИЙ, ВЕЩИЙ, КОЩИЙ: МИР ЖАЖДЕТ РУССКОЙ ЛЕНИ
  • Новосибирские зоозащитники взяли на вооружение развлекательный маркетинг
  • В Новосибирске состоялось соревнование по скоростному поеданию пельменей.
  • В Новосибирской области узаконили казачью службу.
  • Оболганная история России: поместная крепость
  • Местные новости

    версия для печати Бронзовая история Новосибирска и пять выводов

    19-02-2017 13:26 | рубрика: СТАТЬИ | опубликовал: admin | Перепечатки:
    Вопросы без ответов.

    Бронзовая история Новосибирска и пять выводовПо данным Института истории, филологии и философии СО РАН (Булыгин Ю.С., Громыко М.М) будущая столица Сибири ведет свое начало с петровских времен. На рубеже 17-18 веков служилый человек Федор Креницын по кличке Кривощек пришел на левый берег Оби и заложил здесь самое первое поселение в виде торгового подворья. Так родилось село Кривощеково, которое дожило до 20 века и было снесено в связи со строительством Транссиба.

    Эта история устраивала всех, пока у местных краеведов не стали появляться вопросы. Почему именно это место выбрал Федор Кривощек для своего «торга»? Каким образом он взаимодействовал с «белыми калмаками», с которыми должен был торговать, если известно, что те жили на другом берегу? Почему Г.Ф.Миллер, первый придворный историограф России, путешествовавший в этих местах в 1734 году, записал второе название Большое Кривощеково – Никольский погост, Никольское село? Вопросы не получали ответа, потому что тема происхождения давным-давно снесенного села никого особо не волновал. Более того, в 80-х в исторической науке возобладало мнение о том, что древнее Левобережье вообще не стоит связывать с Новосибирском. Столица Сибири должна быть молодым, устремленным в светлое будущее городом, которому ни к чему вериги древности. Так родилась красивая мифологема о прогрессивном писателе-«путейце», который в конце 19 века предложил это место под первый железнодорожный мост через Обь, где тот и был возведен, попутно дав жизнь будущему Новосибирску.
    Сначала общественность Новосибирска отреагировала на это решение благодушно, начали праздновать День города, которым власти назначили дату прибытия барж с «мостостроителями» (самарскими землекопами), но со временем стало приходить отрезвление. Сначала выяснилось, что прогрессивный писатель не такой уж и «путеец», потому что имел чин действительного статского советника и был кутилой, прославившимся растратами казенных денег. А потом обнаружилось, что он вообще не имел отношения к изыскательским и гидрологическим работам в районе Кривощеково. В память об этом конфузе горожанам осталась одна из главных площадей города, названная в честь «основателя», и куча новых вопросов. Почему дата рождения города привязана к строительству моста, если существует официальный императорский рескрипт о его «возведении в степень» города? Почему только на Оби родился новый город, а на остальных 15 великих реках, которые пересек Трассиб, ничего подобного не произошло? Почему в имперских официальных бумагах будущий Новосибирск до своего переименования значится как «поселок Кривощековский»? 

    Открытие археолога Колонцова
    Бронзовая история Новосибирска и пять выводовВсе эти «почему» так же не находили ответа, пока археолог Сергей Колонцов в 2015 году не открыл посреди Новосибирска древнее христианское кладбище. Форма нательных крестов и некоторые другие предметы, найденные в могилах, позволили отнести захоронения как 18-му, так и к 17-му веку (небольшой объем раскопа не позволяет говорить более определенно), что стало сенсацией. Ведь получается, что археолог нашел первые материальные доказательства существования миллеровского «Никольского погоста»!

     

    Тут следует сделать небольшое отступление. Погост в 17 веке – это не кладбище, а своего рода «торговая точка» (от слова «гостьба», то есть «торговля»). Погосты ставили на дальних подступах государства, когда хотели улучшить отношения с аборигенами. Если речь шла о завоевании, то строились остроги – боевые фортификационные сооружения, предназначенные для установления военного контроля за прилегающей местностью. Такими были, например, Бердский острог, который стоял вверх по течению Оби от Новосибирска, или Чаусский острог (современная Колывань), контролировавший территорию вниз по Оби. Когда же хотели мирных отношений с аборигенами, то организовывали «торг». Как правило, это была большая отгороженная площадка, оборудованная всем необходимым для денежно-меновой торговли скотом, рабами (работорговля в Сибири была легальным налогооблагаемым промыслом) и пушниной.  

    Обязательным атрибутом погоста являлся храм (молитвенный дом, часовня, церковь), по имени которого нарекался и сам погост. При храме обязательно имелось христианское кладбище, которое составляло особую ценность, потому что правоверным («православными» мы стали после никонианской реформы), которых занесло в эту глушь, было важным сознавать, что они будут похоронены с отпеванием в церковной ограде. Судя по всему, это место и нашел Сергей Колонцов. Ведь первоначальным предметом его исследования был полуразрушенный фундамент Николаевской церкви – той самой, которая до своей гибели считалась старейшей на всем новосибирском Левобережье. Могилы, найденные под церковным фундаментом, ясно указывают на истинный возраст этого храма.

     

    Связь демонтированной в начале прошлого века Никольской церкви и единожды упоминаемого Никольского погоста была очевидной всегда, но краеведы и историки предпочитали ее не видеть. Более того, данные о том, что в селе Большое Кривощеково три раза возводился храм в честь Святителя Николая (в 1746, в 1824 и в 1879-1881 гг.), интерпретировались как события, не связанные друг с другом. Было принято считать, что в отсутствии точных данных о том, где строились эти церкви, необратимо следует вывод о том, что они возводились в разных местах. В итоге, в исторической литературе утвердилась точка зрения, согласно которой Никольская церковь была построена в 1881 году, а значит, является памятником конца 19 века.  

     

    Удивительную логику адептов «научного» подхода разбивает церковная традиция. Оказывается, место под «дом Бога» всегда считалось сакральным, и оно устанавливалось с помощью сложных процедур раз и навсегда. Таким образом, однажды построенная церковь без особой нужды не переносилась, а значит, все упоминания Никольского храма по умолчанию следует относить к одному и тому же объекту, который много раз менял свой облик, но никогда - своего места. Русское колониальное кладбище, обнаруженное под фундаментом Николаевской церкви – это однозначное свидетельство того, что на момент своей гибели Никольская церковь имела не менее чем 200-летний возраст, так как была построена в конце 17 века как головное сооружение Никольского погоста.

     

    И еще открытие С.Колонцова заставляет задуматься о том, что найденный энтузиастами фундамент Никольского храма – это не столько исторический памятник, сколько святое место. Самое настоящее - для тех, кто верит в Бога. И оно  возвращено городу. «Святу месту пусту не бывати» - согласно все той же церковной традиции, здесь должен быть не аттракцион, как предложил краевед К.Голодяев, а церковь. Причем, говорить надо не о реконструкции, а о новом - современном воплощении Никольского храма. Это сооружение могло бы стать символом возвращения Новосибирску его прошлого, напоминанием о героическом Никольском погосте, с которого все началось.

    Сибирский Гибралтар
    Бронзовая история Новосибирска и пять выводовПочему Никольский погост был поставлен именно здесь, на изгибе Оби, неподалеку от воды? И как собирались торговать «царевы люди» с инородцами, если хорошо известно, что те находились на противоположном берегу? Ответ кроется в документах 19 века, согласно которым строительство железнодорожного моста через Обь было осуществлено по линии Коровьего брода, находившегося здесь с незапамятных времен. Непонятно, почему историки никогда не принимали в расчет этот фактор, но переправа напротив устья Каменки (ныне замытой) играла в жизни Кривощековского села едва ли не главную роль. Дело в том, что этот брод был единственным местом на всем протяжении полноводной Оби, где можно было перебраться с одного берега на другой хоть целой армии. Не сходя с коней! До нас, например, дошел ветеринарный документ (данные К.Голодяева), удостоверяющий, что некто Логин Фёдорович Сорокин за один день 27 мая 1889 года переправил через Обь «2152 быка и 1400 баранов».

     

    Надо ли говорить, что это обширное мелководье, намытое потоком стремительной Каменки, имело в Сибири не меньшее значение, чем Гибралтар на Европе или Босфор в Малой Азии? Ведь от Алтайских гор до Карского моря это были главные ворота на Запад и на Восток! Во всяком случае, так считали в Петербурге, где даже планировали построить здесь город. Соответствующий документ, датированный 1860 годом, обнаружил краевед В.Чибряков в архивах Госстроя СССР. Более того, омские историки, исследовавшие миграционный пути сибирских племен эпохи Великого Переселения, обнаружили, что пути-дорожки всех этих массагетов, мирогетов, тиссагетов, тирагетов, самогетов, фракогетов и прочих "гетов", которые дали начало современным нациям Европы, сходились где-то в районе современного Новосибирска. Здесь они пересекали Обь! Самое интересное, что омские ученые пришли к этому выводу, не зная о существовании Каменской шиверы! Бронзовая история Новосибирска и пять выводов Какой же была переправа в 17 веке? Об этом могла бы рассказать телеутская крепость, остатки которой были описаны в первом путеводителе по Ново-Николаевску. Автор этого издания, Н.П.Литвинов, сообщал о местной достопримечательности, которая находится «в конце Самарской улицы» (ныне «9 Ноября») в виде следов правильного фортификационного сооружения, под стенами которого когда-то несла свои стремительные воды Каменка. С противоположной стороны крепость была защищена высоким валом и глубоким рвом. Пришедшие к власти большевики упразднили охранный статус этой территории, и памятник был стерт с лица земли (как и речка Каменка), поэтому нам остается только гадать, кто и когда построил эту твердыню? Кто в ней служил? Несомненным остается только одно: военный гарнизон в километре от стратегического объекта - это не случайно. Очевидно, крепость была построена для защиты переправы.

    У колыбели Новосибирска стоял каган телеутов
    Бронзовая история Новосибирска и пять выводов Похоже, служилые люди, присланные сюда в 17 веке, увидели не пустынный берег Оби, как считалось до сих пор, а оживленную переправу, оборудованную сходнями, ряжами и прочими приспособлениями для безопасного пересечения вброд великой реки. Под рев верблюдов и крики погонщиков здесь выходили из воды повозки путешественников и караваны купцов, а неподалеку, наоборот, входили в реку стада животных и колонны рабов, которые еще предстояло преодолеть почти километровую дистанцию водной глади. И всем этим командовали вооруженные люди, которые, надо полагать, взимали палату за переход и следили за порядком. 

     

    Можно ли было «просто так» поселиться на режимном объекте, каким безусловно являлась переправа? Очевидно, нет. Необходимо было завоевать его, либо получить разрешение у хозяев. А кто были хозяева? Телеуты (теленгеты, теленгуты и т.д.) или, как их называли казаки, «белые калмыки» – военно-административная верхушка феодального государства, охватывавшего в 17-18 веках территорию Алтайского края, Кемеровской и частично Новосибирской областей. Его северная граница, если судить по картам второй половины 17 века, делила Новосибирскую область на две части. В составе Телеутского каганата находились южные районы, а под юрисдикцией Томска - северные. Во всяком случае, так было после 1688 года, когда в Верхнем Приобье стихли громы междоусобной войны, в которой участвовали казаки, телеуты, киргизы, джунгары, но победила Москва, получившая контроль над обским Левобережьем, принадлежавшего ранее, по мнению Миллера, киргизам. От Миллера же мы узнаем и то, что в условиях воцарившегося мира старинный «торг» между телеутами и русскими, находившийся у стен Томска (ныне село Тимирязево), было решено перенести на Межу, то есть русско-телеутскую границу. Точное место не было указано, но по логике, самым удобным местом для торговых контактов была переправа, так как сюда сходились все пути-дорожки по обе стороны Оби. Бойкое место, которое, кстати говоря, тоже называли Межой (Т.С.Мамсик), являлось еще и таможенным пунктом, потому что левый берег Оби относился к Томскому уезду, а с правого начиналась Телеутская Землица. Так что вполне может быть, что перенос «калмацкого торга» - это и была та самая договоренность «в верхах», благодаря которой на краю сплавного городка у обской переправы вырос русский погост.

     

    Мы не знаем, когда царевы люди и телеуты «ударили по рукам». Возможно, это событие имело в 1688 году, во время переговоров по замирению. Возможно, намного позднее - во время приема в честь инаугурации нового каана телеутов, состоявшейся в 1797 году. В любом случае, зародыш будущего Новосибирска появился на свет благодаря двустороннему акту между двумя сопредельными государствами: Телеутским каганатом и Московским царством.

    Откуда «есть пошла быть» Новосибирская область
    Бронзовая история Новосибирска и пять выводовВывод второй: начальный период Новосибирской области мы должны определять в границах 1688 -1718 гг, когда под юрисдикцию Томской крепости отошло обские левобережные степи, и началась их колонизация. Именно к этой эпохе восходят истоки старейших поселений Новосибирской области. Концом этого периода следует считать исход телеутов «на двух тысячах повозок» в Зюнгарию (Джунгарию европейских хроник), который завершился, как принято считать, в 1718 году.

     

    С этого времени началась колонизация южных территорий Новосибирской области, которые были частью огромной страны, закрытой для всего мира все предыдущие века. Даже землепроходческое движение «встреч солнцу» полтора века аккуратно обтекало ее границы. Поэтому падение Межи стоит рассматривать как вселенское событие, подобное падению Рима, потрясшее все и вся. Под его впечатлением развивались все последующие события в Верхнем Прибье. Отсюда третий вывод. Содержание начального периода истории Новосибирской области – это даже не глава, а целый раздел истории Московского Государства. Учитывая, что речь, по существу, идет о русско-телеутском Пограничье, которое составляло смысл и характер жизни по обе стороны Межи, мы должны понимать всю уникальность этого явления. Ведь Межа существовала со времен Бориса Годунова, когда между Московским царством и Телеутским каганатом был заключен межгосударственный военно-политический договор (1609 г), который с перерывами действовал до самого конца существования государства телеутов. 

    Сто лет! Кто может сказать, что этот фрагмент отечественной истории менее значим, чем, например, 75 лет существования СССР? И тем не менее, события, происходившие в Верхнем Приобье, до сих пор остается «белым пятном». Почему?
    Исчезнувший этнос
    Бронзовая история Новосибирска и пять выводовЭтноним «теленгеты» (телеуты, теленгуты и т.д.) сегодня носят алтайские ойраты, не являющиеся ни генетическими, ни культурными наследниками исторических телеутов. Это обычная история, когда народ принимает имя, под каким его знают соседние народы. Многие современные этносы так или и иначе являются носителями заимствованных имен (самый яркий пример – «русские»), но советская традиция политизировать все, что связано с «национальным вопросом», не позволяла проецировать закон этногенеза (Л.Гумилев) на современность. В результате, исследования средневековья Верхнего Приобья велись по принципу «это можно, а это нельзя», чтобы не обидеть современных теленгетов. Хотя исторические данные упрямо указывают на то, что телеуты 17-го века были европеоидами. Во всяком случае, та часть, которую казаки называли «белыми калмыками». Миллер о них писал, что «подлинно белые», а его подчиненный Гмелин, тоже немец, путал телеутов с русскими, о чем указывал в своем дневнике. Можно предположить, что теленгуты были потомками тех самых бесчисленных "гетов", которые в начале нашей эры наводняли новосибирское плато как перевалочный пункт на пути к своей исторической славе. Все шли дальше, в Европу, а теленгеты (самоназвание телеутов) по каким-то причинам остались. Их потомки сохранили черты своих далеких пращуров. Кроме белой кожи, об арийстве "белых калмыков" свидетельствует образ жизни. Вопреки расхожему мнению они жили оседло. В документах упоминаются дома теленгетов, которые назывались «туры». Кроме того, известно, что "белые калмыки" знали толк в металлургии, в фортификации, в пограничной службе - вещи, не совместимые с представлениями о кочевого государства. Особой значение имеет именослов теленгетов. Дошедшая до нам часть имен выглядела, словно списанная с суздальских крестьян до их крещения: Торгай, Читай, Табун, Конай, Батай и т.д. К тому же ставит в тупик письменность теленгетов. Они писали «на досках» по-русски (архив Уманского), часто демонстрируя более развитый русский язык, чем том, что демонстрировали в своих "отписках" местные воеводы. Все эти непонятности увенчиваются фактом того, что теленгеты создали не ханство или султанат, а каганат - та форма государственности, которая в Средневековой Европе почиталась равной имперской или королевской. Каганат - это военный контроль над  конкретной территорией, население которой находится в подданстве монарха, разделяясь по роду занятий: одно племя рыбачит, другое - охотится, третье - пашет, четвертое - кует и т.д. В Телеутской Землице в подданных ходило около полутора десятков кочевых племен, над которыми властвовала военно-административная элита - теленгеты, в обязанности которых входила оборона границ Телеутской землицы и сбор налогов (ясака). Глава телеутов носил титул кагана («каана»).
    Если говорить о современных теленгетах, то их фольклор и космогония, скорее, представляют культуру кочевого народа, генетический опыт которого сосредоточен в круге представлений о скотоводстве и природе. Нет признаков героического эпоса, характерного для этики гото-кельтского типа. То же самое можно сказать и о расовой принадлежности, а так же об именослове и языке, которые у современных теленгетов не обнаруживают преемственности своим историческим предшественникам. Таким образом, рассматривая отношения Московского царства и Телеутского каганата, мы должны иметь в виду тех теленгетов/телеутов, которые сошли с исторической арены за полтора века до того, как этнографы приступили к их изучению. Соответственно, нас не должны вводить в заблуждение быт, верования и расовая принадлежность современных носителей этого этнонима, потому что исторические «белые калмыки» - этнос исчезнувший. Это четвертый вывод, и он находит, в том числе, документальные подтверждения. Существует достаточно много источников, согласно которым в начале 18 века телеуты приняли подданство зюнгарского тайши, который к тому времени сделался ханом, и в полном составе были передислоцированы на территорию Зюнгарии, где и сложили головы в пламени жуткой войны, которую вела Зюнгария против империи Цинь. Те немногие кланы, что уцелели, в конце концов оказались ассимилированы приютившими их ойратами и тюрками. 

    Бронзовая история Новосибирска и пять выводовНовосибирск - это поселение, перенесенное с одного берега на другой

    Какое отношение имеет Новосибирск - стольный мегаполис Сибири - к «никольскому» периоду отечественной истории? Если следовать формальным правилам, которые действуют во всем мире, то датой основания всякого города принято считать год, начиная с которого предшествующее поселение существовало непрерывно пока не получило городской статус. В Российской Империи это принцип соблюдался неукоснительно - у каждого города учитывались две даты: основание и рождение. Например, по имперской хронологии город Березов был основан 1593 году, а стал городом в 1782; Тара была основана в 1594 году, а стала городом в 1669 году; город Нарым был основан в 1596 году, а получил городской статус в 1629 году. Исходя из этих правил (а других у нас нет – советский период ничего на этот счет не создал), город Новосибирск был основан в конце 17 века, а день своего рождения должен справлять 10 января (в последний день новогодних каникул), так как имперский рескрипт о возведении поселка в степень безуездного города Ново-Николаевска был подписан по новому стилю 10 января 1903 года. Таким образом, Новосибирск - это детище героической эпохи. Казалось бы, все просто и понятно. И тем не менее, в Новосибирске сложилась мощная оппозиция, которая, как бы это парадоксально не звучало, отстаивает право города жить без учета двухсот лет его истории. Эта оппозиция настаивает на том, что днем рождения сибирской столицы надо считать строительство бараков для рабочих-контрактников, которые были привезены на "стройку века" - возведение первого моста через Обь.

     

    На чем основывается этот взгляд? Оказывается, на "научном" подходе. Кривощеково находилось на левой стороне Оби, а Ново-Николаевск (первое название Новосибирска) - на правой. При этом адепты советского варианта истории города уверены, что имеют право игнорировать тот факт, что село Кривощековское было официально перенесено на противоположный берег. Перенесено! Как Томск, как Бердск, как многие другие города России. Вот почему правобережный новый поселок в официальных документах того периода значился как «Кривощековский».

     

    Можно, конечно, говорить, что переселение носило формальный характер – Большое Кривощеково, вопреки ожиданиям, в определенной части сохранилось, а те семьи, что попали под снос, в большинстве своем предпочли остаться на родном левом берегу – они расселились по близлежащим деревням. Можно говорить и о том, что исходный состав населения будущего Ново-Николаевска на правом берегу формировал, преимущественно, приезжий люд. В основном - самарские землекопы, неожиданно решившие осесть на новом месте. Все это соответствует действительности, но нельзя отрицать и того, что ядро будущего поселка составляли коренные кривощековцы, которые переселялись в пойму Каменки заблаговременно, с домами, при поддержке государства, в рамках программы переселения сносимого населенного пункта. Даже фамилии первопоселенцев известны!  

    В этом свете очень занятным выглядит факт существования огромной литературы о том, как поселок «Александровский» был переименован в "Ново-Николаевский". А ведь под именем "Александровский", согласно документам, поселок существовал в течение одного месяца. Повторяю: одного месяца! Это событие пропустили даже сами кривощековцы, о чем свидетельствует текст знаменитого «приговора» о переименовании поселка в Ново-Николаевский. Там черным по белому записано, что текущее название поселка "Кривощековский", и ни о каком "Александровском" упоминания нет.  

    У сторонников советского взгляда на прошлое Новосибирска остается последний аргумент – сам царский рескрипт, где территория нового города ясно очерчена на правом берегу. Мол, царь сам рассматривал новый город как не связанный с древним левобережьем, иначе он мог бы включить в черту города и все Левобережье. 
    А действительно, почему Николай Второй не распространил территорию создаваемого города на оба берега? Ответом на это вопрос служит современность Новосибирска. Специалисты утверждают, что городу каждые четыре года надо вводить в эксплуатацию новый мост через Обь. Иначе город ждет транспортный коллапс. Вообще, стремление к равномерному развитию города по обе стороны большой реки, с точки зрения градостроительной науки, является нонсенсом. Во всем мире, в том числе в Российской империи, знали и знают, что город надо проектировать только на одном берегу, чтобы в будущем избежать тех проблем, которые сегодня душат столицу Сибири. Кривощеково не было расширено по обе стороны Оби, потому что развивать планировалось только правый берег. Таков последний – пятый вывод из некоторым моих наблюдений относительно прошлого Новосибирска. Я его сделал, чтобы показать, к чему приводит игнорирование исторических фактов. Новосибирску придется останавливать развитие одной из сторон. В противном случае, город упрется в необходимость забирать в трубу Обь, как это было сделано с ее притоком Каменкой.

    Эпилог
    Кто мы, жители Новосибирска? Мы можем оставаться теми, кем были до сих пор – наследниками самарских землекопов, чтобы каждый год дружно отмечать дату строительства вахтового поселка строителей моста чрез Обь. С другой стороны, есть и другое наследие. Речь идет, ни много ни мало, об истории Государства Российского. Ведь Никольский храм находился в стремнине главных событий того времени. Как ни крути, а рождение Империи, в которую было преобразовано Московское Государство, произошло следом после падения Телеутской Межи, впервые открывшей колонистам гигантскую и лучшую из территорий Сибири: современный Алтайский край с Кемеровской и частично Новосибирской областями. Это, как говорится, "медицинский факт". В этом и проблема. Новый взгляд на прошлое Новосибирска срывает с него стеклянные бусы той истории, что сегодня считается официальной. Взамен - тяжелая тамга участника исторических событий, однажды превративших Россию в величайшее из государств мира. Готовы ли сами новосибирцы к такому повороту?  

     

    Федор Григорьев, Новосибирск

    Комментарии (0)   Добавить свой комментарий Отправить другу   Версия для печати  


    Другие новости по теме:

  • В Новосибирске завершаются археологические раскопки, которые обещают измени ...
  • Мэр Анатолий Локоть презентовал Новосибирск как ворота в Азию на конгрессе ...
  • КТО И КОГДА ОСНОВАЛ НОВОСИБИРСК?
  • ДЕНЬ ГОРОДА - ВЗГЛЯД ИЗ 1917 ГОДА
  • 15 февраля 1699 - Никольский погост
  • ЧЕТЫРЕ ЭТАПА НОВОСИБИРСКОЙ ИСТОРИ
  • На территории Новосибирска найден древний фундамент, который обещает переве ...
  • История Новосибирска до его истории
  • 12 июня - День России, государственность которой была основана народом, выш ...
  • Древний район в молодом городе



  • Архив новостей

    Апрель 2017 (2)
    Март 2017 (1)
    Февраль 2017 (2)
    Январь 2017 (1)
    Декабрь 2016 (11)
    Ноябрь 2016 (3)
    Главная страница   |  Регистрация  |  Обратная связь
    Новосибирск, вперёд! © 2010 Новосибирск, вперёд!
    © Все опубликованные материалы защищены авторским правом и их использование, в то числе частичное, допустимо только со ссылкой на портал «Новосибирск, вперед!»
    © 2010 Разработка сайта — ЕвроПринт, совместно с INF2k Software