Новосибирск, вперед! > СТАТЬИ > СУЩИЙ, ВЕЩИЙ, КОЩИЙ

СУЩИЙ, ВЕЩИЙ, КОЩИЙ


20-01-2017 12:40. Разместил: admin
СУЩИЙ, ВЕЩИЙ, КОЩИЙ Русские этимологи до сих пор не видят связи между такими словами как "спасение”, "паства”, "опасность”, "запас”. А все потому, что они свято верят, что наши далекие предки заимствовали латинское слово "pastor”, чтобы обозначить в своем древнеславянском скотоводстве один из видов деятельности. А когда академик Рыбаков заявил, что греческая комедия происходит от русской комоедицы, то вся научная общественность и вовсе зашлась в негодовании. В то же время другой академик Потебня рассматривал слова как этнокультурные памятники, предлагая называть то, что они скрывают внутри, за наслоения веков, "внутренней формой”. По сути, это способ взглянуть на мир глазами предков. Нам ведь интересно, какими представлениями они руководствовались, когда создавали то, что мы сегодня называем «русской цивилизацией»? Возможно, сегодня это актуально как никогда. 


Начнем с Вещего Олега, который, как известно, собирался "отмстить неразумным хазарам”. "Вещий”, как гласят толковые словари, это "мудрый”, но внутренняя форма этого термина другая. Достаточно выстроить парадигму «вещать», «вещество», «вещь», "весть", «известить», «освещать», «свет», «совет», «просвещение», «вечность», «вече», «привечать», «привет», «навет», «повесть», «совесть», как становится очевидным, что в основе слова «вещий» лежат «вещь» и «вещество». Слово «вещь» исходно означало «название, имя», а «вещество» - «то, что названо». В другом варианте «вещество» так и произносится: «естество» (согласная редуцируется так же как в случае с «восемьнадцать» и «осемьнадцать»). Сравните: «весть» (сообщение) и «есть» (глагол «быть» в именительном падеже). Не правда ли занятно? Получается, что наши предки видели физическую материальность в том, что мы сегодня определяем как факт семантики. Возможно, речь идет о мировоззрении катаров-богомилов, с ученьем которых, по мнению историка Льва Гумилева, на Русь пришло христианство. Они вообще отрицали материальный мир. 

Подозрение в причастности наших пращуров к «ереси богомильства» подтвердится, если рядом со словом «вещий» поставить слово «сущий». Посредством суффиксально-префиксального словообразования создаем смысловой ряд: «существо», «суть», «судьба», «сутки», «присутствие», «осуществление». Мы видим, что современное понимание слова «существо» (что-то живое, животное) никак не укладывается в его «внутреннюю форму»! В исходном значении слово «суть» - это скорее «восприятие, понимание». Соответственно, «существо» - это то, что воспринимается, что понимается, что стало доступным для восприятия и понимания. 

В одном ряду с «веществом» и «существом» стоит древнее слово «кощество», то есть «качество». Звук Щ преобразуется в звук Ч так же, как в "привечать”, образованном от "вещий” через "весть”. Сказочного Кощея Бессмертного помните? Так вот, однокоренной ряд здесь выглядит так: «кощунствовать»,  «кость», «искусство», «косный», «коса», «околеть». Отсюда следует, что вышедшее из употребления значение современного слова «кость» - это «мертвое, труп», а  «качество» («кощество») – это «то, что состоит из мертвого». На лицо брезгливость к материально-предметному миру. Древние русские презирали всякое ремесло, которое называли «искусством» («работа с мертвым материалом, мертвое дело»), что подтверждается и странными колебаниями в развитии ремесел на Руси, и народными сказами, где всегда воспевались "белы руки” и никогда – любовь к труду. 

Катарское мироощущение позволяло нашим предкам воспринимать реально существующим все, о чем они мечтали (аналогичное мироощущение наблюдается у современных шерпов, аборигенов Тибета), и в этом была сила русской цивилизации. Например, способность верить в семантику как в материальность позволило русским освоить Сибирь в три раза быстрее, чем североамериканские пионеры освоили аналогичную по площади и условиям Канаду. (Землепроходцы искали Беловодье, которое для них было абсолютной реальностью). По этой же причине «призрак коммунизма» материализовался совсем не там, где «бродил». Только русские оказались способными воспринять фантазию немецких любителей пива как реальность, что не замедлило воспроизвести события, по тенью которых прошел весь 20 век мировой истории. Таким образом, загадка "русской души" – это, на самом деле, боярский кафтан, не позволяющий работать. Ведь русские живут в "сущем” мире Илюши Обломова, где имеют значение одни бесплотные мечты!  Разве не этого ждет от человечества планета, уже давно изнемогающая от саранчового  трудолюбия японцев и голландцев? Ругаемая всеми "русская лень" - это совсем не то, что воздержание алкоголика, которому зашили «торпеду». Страх преступить черту из-за угрозы смерти, и русская леность – это несопоставимые вещи. В одном случае, обусловленное поведение, в другом – мироощущение, настолько благодатное и непротиворечивое, что само понятие "мир" расцветает одновременно в нескольких ипостасях: мир как планета. Мир как отсутствие войны. Мир как человеческое сообщество. Во всех других языках эти понятия катастрофически разъединены.
 
 

Вернуться назад