RSS
Обратная связь | Проект Федора Григорьева
Новосибирск, вперёд!
Поиск по сайту:Расширенный поиск по сайту
Навигация

Подписка на новости
Введите ваш e-mail адрес:


Календарь-хронограф
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Теги
верхнее приобье, история сибири, каганат, рейтинг, сибирские города

Местные новости
Новосибирская область в Великой Отечественной войне: глубокий тыл или передовая линия фронта?
Первые 11 сибирских дивизий прибыли на Западный фронт, когда немцы уже оккупировали Белоруссию и Прибалтику. Именно эти дивизии замедлили победное шествие противника в направлении Москвы, навязав ему тяжелые бои под Оршей и Смоленском. Первую настоящую трепку немцам устроила 24 армия, сформированная в Сибирском военном округе. На 125 километре от Москвы, около городка Ельня, было уничтожено 47 тысяч немцев. Сталин в честь этой победы учредил Гвардию, а в отчетах немецкого командования появился термин "новая сила", которым обозначалась уважительная причина возросших потерь.... читать далее
 

Бронзовая история Новосибирска и пять выводов
Вопросы без ответов.

Бронзовая история Новосибирска и пять выводовПо данным Института истории, филологии и философии СО РАН (Булыгин Ю.С., Громыко М.М) будущая столица Сибири ведет свое начало с петровских времен. На рубеже 17-18 веков служилый человек Федор Креницын по кличке Кривощек пришел на левый берег Оби и заложил здесь самое первое поселение в виде торгового подворья. Так родилось село Кривощеково, которое дожило до 20 века и было снесено в связи со строительством Транссиба.

Эта история устраивала всех, пока у местных краеведов не стали появляться вопросы. Почему именно это место выбрал Федор Кривощек для своего «торга»? Каким образом он взаимодействовал с «белыми калмаками», с которыми должен был торговать, если известно, что те жили на другом берегу? Почему Г.Ф.Миллер, первый придворный историограф России, путешествовавший в этих местах в 1734 году, записал второе название Большое Кривощеково – Никольский погост, Никольское село? Вопросы не получали ответа, потому что тема происхождения давным-давно снесенного села никого особо не волновал. Более того, в 80-х в исторической науке возобладало мнение о том, что древнее Левобережье вообще не стоит связывать с Новосибирском. Столица Сибири должна быть молодым, устремленным в светлое будущее городом, которому ни к чему вериги древности. Так родилась красивая мифологема о прогрессивном писателе-«путейце», который в конце 19 века предложил это место под первый железнодорожный мост через Обь, где тот и был возведен, попутно дав жизнь будущему Новосибирску.
Сначала общественность Новосибирска отреагировала на это решение благодушно, начали праздновать День города, которым власти назначили дату прибытия барж с «мостостроителями» (самарскими землекопами), но со временем стало приходить отрезвление. Сначала выяснилось, что прогрессивный писатель не такой уж и «путеец», потому что имел чин действительного статского советника и был кутилой, прославившимся растратами казенных денег. А потом обнаружилось, что он вообще не имел отношения к изыскательским и гидрологическим работам в районе Кривощеково. В память об этом конфузе горожанам осталась одна из главных площадей города, названная в честь «основателя», и куча новых вопросов. Почему дата рождения города привязана к строительству моста, если существует официальный императорский рескрипт о его «возведении в степень» города? Почему только на Оби родился новый город, а на остальных 15 великих реках, которые пересек Трассиб, ничего подобного не произошло? Почему в имперских официальных бумагах будущий Новосибирск до своего переименования значится как «поселок Кривощековский»? 

... читать далее
 

СУЩИЙ, ВЕЩИЙ, КОЩИЙ: МИР ЖАЖДЕТ РУССКОЙ ЛЕНИ
СУЩИЙ, ВЕЩИЙ, КОЩИЙ: МИР ЖАЖДЕТ РУССКОЙ ЛЕНИ

В параллельном развитии русской и европейской цивилизаций каждая накопила свой багаж ценностей. Ценности Европы известны - они широко пропагандируются, они предлагаются, они доступны для изучения. Что же предлагает "Святая Русь”?... читать далее
 

Оболганная история России: поместная крепость

В этой статье автор ставил перед собой цель доказать, что крепостное право - это исторически обоснованное, прогрессивное явление, благодаря которому Россия освободилась от Орды, стала доминировать в Европе, попутно избавив свое население от ужасов европейского средневековья, изуродовавшего менталитет среднестатистического жителя Европы. В начале 19 века крепостное право сыграло важную роль в становлении русского национального самосознания, в конечном счете, подарив современным русским ту "самость", которая и сегодня делает их особым народом.           

... читать далее
 

О МОШЕННИЧЕСТВЕ ИЛИ ПОЧЕМУ БУРЯТСКИЙ БИЗНЕСМЕН СЕРГЕЙ ПРОНИН НЕ СТАЛ МАНУФАКТУР-СОВЕТНИКОМ.
О МОШЕННИЧЕСТВЕ ИЛИ ПОЧЕМУ БУРЯТСКИЙ БИЗНЕСМЕН СЕРГЕЙ ПРОНИН НЕ СТАЛ МАНУФАКТУР-СОВЕТНИКОМ.Мало кто знает, что одной из причин относительно быстрого послевоенного восстановления Европы (по сравнению с СССР) были капиталы, накопленные европейскими бизнесменами во время Второй Мировой войны. Да, да! Война - дело дорогое, поэтому на германских военных заказах богатели бизнесмены не только в США, но и в Европе. И как только стихли громы войны, эти деньги потекли на зарплаты европейцев в деле стремительного восстановления условий жизни. А что же в стране-победительнице? Здесь, как известно, царила счастливая социалистическая нищета. Бывшие солдаты часто начинали свою жизнь с нуля, потому что другого работодателя, кроме государства, не было. Последнее, хоть и поправило свои дела на войне, не хуже европейцев (с 1944 года доходы госбюджета СССР стали превышать его расходы), но тратить свои деньги на зарплаты своих граждан не спешило.
... читать далее
 


Самые цитируемые новости нашего портала
  • Юнкор из Новосибирска получила официальную аккредитацию на Чемпионат мира по самбо.
  • Путеводитель по Новосибирску вышел на китайском языке
  • 10 мая 2008 года - Построен третий автодорожный мост.
  • Новосибирская школа журналистики обновила государственную лицензию.
  • Почему мигранты пытаются взорвать новосибирцев?
  • Новосибирская область в Великой Отечественной войне: глубокий тыл или передовая линия фронта?
  • Сибиряки вернулась с чемпионата России по боевому самбо с бронзой
  • В Новосибирске встретили победителя и призеров первенства России по самбо.
  • Бронзовая история Новосибирска и пять выводов
  • СУЩИЙ, ВЕЩИЙ, КОЩИЙ: МИР ЖАЖДЕТ РУССКОЙ ЛЕНИ
  • Новости Новосибирска

    версия для печати ПУТЬ НА ЗАПАД ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ВОСТОК

    1-07-2015 15:49 | рубрика: НОВОСТИ | опубликовал: admin | Перепечатки:

    ПУТЬ НА ЗАПАД ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ВОСТОКВ одном из эпизодов знаменитой в свое время компьютерной игры "Принц Персии" главный герой оказывается один на один с таким соперником, которого вообще невозможно одолеть. Единственный способ - остановиться, тогда он тогда тоже останавливается. А если вложить оружие в ножны, тот, неожиданно, делает то же самое. Оказывается, ваш непобедимый противник - это вы сами. Иногда надо уметь понять это, и принять единственное верное решение: перестать бороться с самим собой, чтобы развернуться и идти в противоположную сторону.

    В 2008 году, во время военного конфликта с Грузией, в Совет Безопасности ООН поступило два обращения России по поводу массовой гибели людей. Ответ был отрицательным. Антироссийскую позицию заняли даже те государства, которые обязаны России всем.
    Ситуацию из 19 века прокомментировал Федор Достоевский: «Нам надо всегда знать и помнить, и быть убежденным, что в решительных общественных вопросах Россия, если пожелает сказать свое слово или провести свое мировоззрение самостоятельно – всегда встретит против себя всю Европу, без исключения, и что в строгом смысле слова, - у нас в Европе нет и никогда не будет союзников».
    С 1877 года, когда русский гений записал эту мысль, прошло 138 лет. Выходит, все таки есть вечные истины? Принято считать, что причину того, что "у нас в Европе нет и никогда не будет союзников» озвучил император Александр III, однажды обронивший: "они боятся нашей огромности".
    Разве "огромность" - это не результат завоеваний? Россия во все времена только тем и занималась, что завоевывала новые земли. Так может, европейцы боятся не "огромности", а неутолимого стремления России к расширению своих владений? 
    ЗАГАДКА РУССКОЙ ДУШИ

    Вообще, кто-нибудь задумывался о странной страсти России к территориальным завоеваниям? Это англосаксы выжимали из своих колоний горы золота, а Москва только успевала покрывать расходы на содержание новых подданных. "Царевы люди" учили инородцев языку, деньгам, порядкам, чтобы те вошли в состав тягловых сословий и перестали быть нахлебниками. Европейцы в этой же ситуации извлекали максимальную прибыль, прибегая к самой эффективной форме колониального хозяйствования - геноциду аборигенного населения. На территории Северной Америки под властью испанцев, французов, англичан, голландцев в начале XVII века проживало, по разным оценкам, от 10 до 20 млн. индейцев. Все они были уничтожены. В течение всего двух столетий. Или другой пример - Китай. Тут другой культурный полюс, но результат аналогичный. В 18 веке Циньская империя захватила Зюнгарию (Джунгарию), и все население оккупированных территорий, включая женщин, стариков и детей, было подвергнуто физическому уничтожению. «За один год погибло до миллиона народа и на пространстве лучших их кочевьев от Тэмиртунора (Иссык-Куля) до Тарбагатая не было ни одной кибитки» (Ч.Валиханов). «Люди и скот весь вырублены без остатку, так что и в плен их не брали, только те спаслись, которые убежали в Российские границы» (Черепановская летопись). Важно понимать, что во всех случаях речь идет не о деяниях какого-то свихнувшегося персонажа типа Белы Куна или Пол Пота - мы имеем дело с долгосрочной этнокультурной доминантой, оформленной в приемлемую для "нации" программу действий. Во всяком случае, последние военные действия армии США против индейцев имели место в 20-х годах прошлого века. Экспорт национальной доминанты обнаруживает себя точно такими же плодами. В качестве доказательства - геноцид армян. Ведь резню в начале 20 века устроили не османы, а младотурки - турецкие либералы, усвоившие европейские ценности. Они начали с борьбы за конституцию, а закончили вполне закономерно - бойней, в ходе которой было отправлено на тот свет около миллиона турецких "не-граждан".

    У аборигенов Сибири уровень общественно-политического развития был примерно таким же, как у индейцев в Северной Америке. Разница была в отношении к незваным гостям. Если североамериканские индейцы, бывало, даже спасали чужаков-англосаксов от голодной смерти (известна история про гусей от племен восточного побережья), то "православным" ждать милости в Сибири не приходилось. Якуты вели боевые действия 10 лет, буряты - 20, тунгусы - 25. Были потери, в том числе массовые. Было все дьявольское, что будит в человеке война, но ни один сибирский этнос не был уничтожен. За четыре столетия численность малых народов Сибири в составе России увеличилась на несколько сот процентов. В то же время в Канаде и США большинство индейских этносов бесследно исчезло, а представителей тех, что выжили, осталось так мало, что "невозможно ожидать, что в течение ближайшего столетия их число приблизится к тому, что было на начало XVII века" (Москаленко С.В., Скобелев С.Г.).

     
    А что было бы, например, с самоедами (старое название ненцев) в случае отказа Москвы от завоевательной политики? Ответ на это вопрос особенно интересен, если не забывать, что продвижение англичан и голландцев в Сибирь через устье Оби остановил жуткий крик из Кремля. В 1620 году под страхом смертной казни всем иностранным судам был запрещен заход в Обь с Карского моря. Причем, решимость Москвы перекрыть ход европейцев в Сибирь не остановила даже потеря Златокипящей Мангазеи, первого высокоширотного международного порта, который оказался отрезан от мира.
     
    Ради чего Кремль погубил предприятие, оборот которого был больше, чем у лондонской биржи?
     
    С точки зрения европейской историографии, Москвой двигал страх перед Европой, которая была более конкурентоспособна и вполне могла отжать Нижнее Приобье. С точки зрения отечественной истории проникновение европейцев в Сибирь грозило повторением известного колониального сценария. Мангазея - это цена, которую заплатила Москва, чтобы уберечь приобских аборигенов от геноцида. При этом не имеет никакого значения, какие цели на самом деле ставил перед собой московский царь.

    Художник пишет картину, не догадываясь о впечатлении, которое она произведет на ценителей, но о картине судят именно по этому показателю. Так и в политике. В 1808 году Северная финская армия с боями отступила за реку Кеми, и Швеция потеряла Финляндию, которая вошла в состав Российской империи. Через 111 лет, в 1917 году, Великое Княжество Финское воспользовалось революционной неразберихой в России, чтобы отложиться и стать Финской республикой.

    Мечтал ли Александр I о том, чтобы "чухонцы" сохранили свою идентичность, а потом превратились в цветущую страну, производящую телефоны Nokia? Ответ на этот вопрос не имеет значения, потому что любой историк скажет, что у Финляндии не было иной судьбы, кроме как оставаться шведской провинцией (даже сегодня правящее сословие Финляндии составляют преимущественно лица шведской национальности). "Дикие финны" получили возможность культивировать свой язык, традиции и конституционные устои, благодаря длительному пребыванию под имперским покровом России. Во всяком случае, к началу Октябрьской революции они представляли собой целехонький народ, развившийся до идеи собственного суверенитета.

    Есть еще один характерный пример русской экспансии. В 1723 году войска полковника Матюшкина захватили Дербент и Баку, принудив персидского шаха уступить эти города со всеми "им принадлежащими и по Каспийскому морю лежащими землями и местами". Эта кампания Петра Первого любопытна тем, что ее материалы последнее время стали служить козырной картой для русофобов, распространяющих фальшивки о геноцидном характере имперских оккупаций. В частности, хитом интернета стала цитата из письма Петра Первого к упоминавшемуся выше Матюшкину: "а басурман зело тихим образом, чтоб не узнали, сколько возможно убавлять".

    Удивительно, но эту фразу, обычно, представляют как инструкцию для сибирских воевод. Как доказательство того, что "русские" (в описываемом периоде отечественной истории это слово еще не имело хождения) во времена Петра Великого практиковали геноцид против коренного населения Сибири. На самом деле популярный отрывок, если его цитировать полностью,  выглядит так: "армян призывать и других христиан, если есть, в Гилянь и Мазандеран и ожилять, а басурман зело тихим образом, чтоб не узнали, сколько возможно убавлять, а именно турецкого закона".

    Как можно видеть, речь идет о том, чтобы единоверцев привлекать на "ожиление", то есть заселение на новых российских территориях, а "басурман турецкого закона", то есть мусульман-суннитов, отличавшихся мятежными настроениями, "убавлять зело тихим образом", то есть без шума выдавливать из страны. Письмо завершается характерной фразой: "Сие писано, не зная тех сторон, для того дается на ваше рассуждение: что лучше — то делайте, только чтоб сии уступленные провинции, особливо Гилянь и Мазандеран, в полное владение и безопасность приведены были». 

    Документ буквально пронизан заботой о том, чтобы никто не покушался на "владение и безопасность", для чего российский император (письмо датировано 1724 годом) рекомендовал главе оккупационной администрации избавиться от турецких агентов (мятежные сунниты искали покровительства у Турции, которая тоже имела виды на этот регион), но не привлекать их к суду как изменников, а действовать исключительно административными мерами.

    Существует ли образец более щадящего отношения к населению покоренной страны?

    Нет, нам не пристало стесняться завоеваний России! Каждая российская оккупация - это племена и народы, выхваченные из пасти англосаксов или китайцев. И вот результат: Россия - самое большое в мире государство, а колонии наших "партнеров" уже давно превратились в очаги национально-освободительного движения.

    ПОЧЕМУ "ТЮРЬМА НАРОДОВ"?

    В 1839 году французский путешественник де Кюстини, посетивший Россию по приглашению императора Николая I, опубликовал свой путевой дневник, в котором назвал Россию "тюрьмой народов". Его поразило, что здесь больше народов, чем в Европе, но никто и не думал качать права по поводу национальной самобытности, требовать уважения к своим обычаям и традициями. В России ни один этнос не мог претендовать на любую, в том числе,  территориальную исключительность. Европейцу, выросшему на эстетике межрасовых и межэтнических противоречий, которые составляли смысл и содержание всей европейской истории, было дико наблюдать в России полное отсутствие самой темы "наций"!

    Поэт Жуковский в сердцах назвал маркиза собакой. Еще бы! Ведь Россия была последним местом, где можно было искать признаки угнетения по национальному признаку. Не тот менталитет! В русских летописях исследователи так и не смогли найти хотя бы одну этническую характеристику типа "черномазые" или "узкоглазые". Отрицательное отношение летописцы выражали исключительно к "поганым" (в буквальном  переводе к "язычникам"), этническая принадлежность которых тоже никогда не комментировалась... Все русские бунты потому и выглядели "бессмысленными", что не содержали и намека на национально-освободительный характер!

    Между прочим, создателю знаменитого словаря Владимиру Далю, чтобы раскрыть смысл модного в его времена слова "свобода", пришлось четыре раза применить слово "воля" - в народном творчестве не нашлось ни одной пословицы-поговорки с его участием. Дело в том, что на Руси слово "свобода" означало непристойность: демонстрацию этно-племенных обычаев. Поэтому слово "свобода" (исконное, притяжательная частица сво + индоевропейское body) относилось к числу выражений, которые было не принято произносить вслух. Его впервые начали муссировать в 19 веке представители т.н. "передового" дворянства вроде Петра Чаадаева - те самые, что были "страшно далеки от народа". Их последователи пошли в народ, чтобы звать его "к топору", а потом появился "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" (1895 г.) - первая политическая организация, созданная В.И.Лениным. Как можно видеть, без запретного словечка и здесь не обошлось. Так стоит ли удивляться, что европейский взгляд на Россию как на "тюрьму народов" стал хоругвью большевиков во время Великой Октябрьской революции?
     

    ВОССТАНИЕ ЕВРЕЕВ В РОССИИ

     
    Почему-то никто из историков не задавался вопросом: а зачем было создавать союз национальных республик в единственной в мире стране, где никогда не было проблем с межнациональными отношениями? Сама идея СССР будет оставаться непонятной, пока мы не обратим внимание на один общеизвестный, но деликатный факт: в Российской Империи все же был народ, представителей которого угнетали по полной программе. Это были евреи. И хотя преследование евреев вряд ли можно было отнести к сфере межнациональных отношений (преследовали не семитов, а "христопродавцев"), самим евреям от этого легче не было. К концу 19 века юдофобия в России приняла государственный характер, поэтому у русского самодержавия не было более лютого врага, чем российское, а значит, и мировое еврейство. Вот почему именно евреи оказались на гребне революционного движения, а когда стихли громы Гражданской войны, наркоматы нового государства стали напоминать этнические сообщества, где доля этнических евреев в иные годы зашкаливала за 80 процентов.

    Понятно, что такой расклад не мог устраивать основную массу российского населения - тех самых великороссов (дореволюционное название русских), которые в царские времена были главными гонителями евреев. Назревала гроза, и большевики, чтобы предупредить антиеврейское восстание, были вынуждены развернуть беспрецедентную по масштабу атеистическую кампанию. Уход от религии делал евангельские истории неактуальными, что и произошло. Русские в городах стали относиться к евреям индифферентно, относя юдофобство к разряду религиозного мракобесия. Иное дело - деревня. Там продолжали царить антиеврейские настроения, и у главы большевиков Владимира Ленина главной головной болью оставалась титульная нация, о чем говорили участившиеся антибольшевистские восстания. Наверное, тогда в голову Ильича и пришла "светлая" мысль. Она была простой как все гениальное:  распространить известное всему миру русское отношение к евреям на всех инородцев!  

    С этого подлога, собственно, и началась история СССР, потому что задача по удержанию завоеваний революции стала выглядеть так: "защитить инородцев (включая евреев - авт.) от истинно русского держиморды" (В.И.Ленин, «К вопросу о национальностях или об "автономизации", 1922 год.). Не смотря на то, что инородцы (так называли некрещенных подданных империи) не требовали никакой защиты, эта идея стала хребтом "государства нового типа", которое отличалось только одним: способностью подавлять политическую активность системообразующего этноса за счет мер, предназначенных для защиты от него национальных меньшинств. Чтобы никто нет усомнился в том, что последние, действительно, были "угнетаемы великоросским империализмом", Ленин запретил преподавание истории. Совсем. Об этом мало кто знает, но СССР создавался как страна, свободная от исторической науки, которая была запрещена и в школах, и в вузах - везде.

    Историю вывели из-под замка спустя 10 лет после смерти В.И.Ленина - в 1934 году. Россию было не узнать. Победители поменялись местами с побежденными: евреи по выражению секретаря Сталина Б.Г.Бажанова превратились в "привилегированный слой". Вся страна была сплошь покрыта территориальными национальными областями и округами. Историкам, извлеченным из небытия, по существу, была предложено научно обосновать новую административно-территориальную карту страны.

    Это была непростая задача. И не только потому, что в числе прочих еврейская национальная автономия охватывала сразу две территории: в Крыму и в Приморье (постановление ЦК ВКП(б) от 26 июля 1928 г.), но и потому что многие новорожденные национальные территории были такими же искусственными образованиями, как Еврейская АССР, так как создавались одновременно с национальностью, которой должны были принадлежать. Например, узбеки были созданы большевиками в 1924 году, но не столько из кыпчакских родов (исторических узбеков), сколько из туркестанцев, бухарцев и хорезмийцев. Причем, территория новой республики была очерчена не по границам земель постоянного проживания указанных этносов, а как попало. Часть родов осталась за рубежами "национальной" территории. В 1929 году созданной нации пришлось перенести повторную операцию: часть узбеков оказалась таджиками. Так появилась Таджикская республика. Уровень сталинской национализации так же хорошо иллюстрирует история создания Казахстана, коренное население которого, прежде чем стать казахами, дважды меняло свой этноним, одним из которых был "киргиз".
     
    Все созданные большевиками национальные территории объединяла одна особенность: на момент создания СССР им выпало жить по соседству с какой-либо русскоязычной окраиной. Последнее обстоятельство и объясняет кажущуюся, на первый взгляд, хаотичность объединения под одним именем разношерстных племен. Ведь национальные республики для того и создавались, чтобы включить в свой состав прилегающие земли традиционного проживания великороссов. А если требуемого соседства не оказывалось, включался план "Б", при котором осуществлялось "добровольно-принудительное" переселение русского контингента. Так, например, на территории Грузии доля русских в первые годы существования СССР была увеличена с 3,6 до 10,1%, в Азербайджане — с 9,5 до 13,5% (в 1939 г. она поднималась до 16,5%), в Казахстане — с 20,6 до 42,7%. Всего по национальным квартирам Советам удалось распихать едва ли не половину великорусского населения страны.
    КАТАСТРОФА

    Никто из инородцев не возражал против русского соседства, и это было главной проблемой для большевиков. Русское население республик должно было попасть под неприязненный контроль национальных элит, но последние никак не хотели примеривать на себя новую роль. Решение нашел Луначарский. С легкой руки наркома образования СССР, новообразованным нациям вменялось вести свою письменность на латинском алфавите, в то время как русская часть населения той же республики должна была продолжать использовать кириллицу. Мера возымела действие - даже после отмены латиницы в 1940 году в республиках осталась традиция делить население на "хозяев" и "русских". Впервые на полиэтническом монолите России появились трещины. Они стали расширяться в горбачовскую эпоху, когда идеологические обручи стали спадать, и вдохновленные свободой национальные историки стали писать истории своих народов.

    Это было великое искушение - такое же, как "империя Чингисхана", которую англосаксы подсунули невинным монголам в 19 веке. Туркмены, казахи, белорусы, украинцы, киргизы, узбеки, таджики, азербайджанцы, армяне, молдаване, эстонцы, литовцы, латвийцы к концу второго тысячелетия оказались настолько накачаны национальным величием, что уже не помещались в рамки Советского Союза. Достаточно было малейшего повода, чтобы страна распалась, что и произошло в 1992 году. При этом новые суверены отложились от СССР не только с приватизированными сюжетами российской истории, но и с кусками русской земли, которыми их наделили большевики. Так за рубежами России в один момент оказалось 25 миллионов русскоязычных людей - 18 % от всего русского населения страны!

    Катастрофа обнаружила себя, когда начались межэтнические распри, потому что национальная стихия, в которую погрузились новые государства, диктовала им соответствующую модель поведения. Братские народы стали недвусмысленно кивать своим русским землякам на российскую границу, "забывая", что те в гости ни к кому и не приходили. Война, вспыхнувшая на Юго-Востоке Украины, стала самой радикальной формой выражения именно этого процесса.

    "НА ЧУЖОМ ПИРУ ПОХМЕЛЬЕ"

    На фоне тайных и явных колониальных войн за большевистское наследство менее заметны процессы внутри самой России. Между тем по ее телу продолжают разбегаться и шириться новые трещины, грозя расколоть на части уже то, что осталось. Ведь политику национального разделения, когда-то запущенную И.В.Сталиным, никто не отменял. Она до сих пор живет и здравствует.  Во всяком случае, территориальный принцип национальных автономий, помноженный на примат национальной самобытности, уже привел к тому, что в таких республиках как Татарстан, Башкортостан, Бурятия, Коми, русская культура финансируется как чужая. По остаточному принципу. В школах преподавание чужого русского языка осуществляется тоже по минимальному варианту. Русские названия и топонимы заменяются на национальные. Все культурное пространство заполняется "великой" местной историей, в которой русские изображаются оккупантами. Соответственно, весь дорусский период истории - это  "золотой век" нации, которого она лишилась, будучи порабощенной "москалями"-"москвитами". Местечковый национализм  принял такие формы, что археологи уже боятся называть вещи своими именами. Ведь полученные данные нередко противоречат культивируемым в республиках представлениям о "великих предках". Алтайцы, например, препятствуют раскопкам новосибирских археологов, потому что те все время выкапывают не те свидетельства. Мумифицированные европеоиды, обнаруживаемые в Укокской долине, противоречат представлениям, которые генерируются местной культурной элитой. 

    Самое смешное, что российские власти, подобно воспитанной леди закрывающие глаза на разгул националистической пошлости, похоже, не в курсе, что в России страх нанести ущерб чужой национальной гордости - это абсурд. У русских нет расистских или нацистских традиций. Наши предки не совершали тех преступлений, которые сегодня заставляют европейцев и американцев сдувать пылинки с представителей пострадавших рас. Сама тема "политкорректности" в России базируется на слепом обезьянничанье евро-американских стандартов. 
     

    ПОЧЕМУ РОССИЮ "УМОМ НЕ ПОНЯТЬ"?

    Карл Маркс не случайно считал социальную революцию в России невозможной. Ведь здесь ни одна из ста наций не имела собственной национальной истории! Даже русские! Историю русского государства нельзя считать национальной, потому что там нет деления на "русских" и "нерусских". Вслед за Костини создатель "Коммунистического манифеста" видели в этом признак отсталости России. Ему, европейцу,  и в голову не могло прийти, что государства делятся на две категории: национальные и Россия. Согласно результатам современных исследований в сфере генетики и лингвистики, носители меряно-русской наследственности (Y-хромосомная гаплогруппа R1a1) на фоне остальных этнических общностей выглядят наиболее цельно, производя впечатление исходного генетического материала, на основе которого строились все остальные этнические модификации. Про русский язык давно было известно, что его наречия до 10 столетия составляли единый общеевропейский язык (Ломоносов находил немецкие деревни, население которых до 18 века говорило на славянских диалектах), а теперь лингвисты доказывают, что словообразование национальных языков Европы происходило по принципу редукции русских слов, видоизменявшихся под давлением, главным образом, латыни, которая насаждалась вместе с христианством. Русский язык, обслуживавший языческие представления о мире, перестал подвергаться гонениям только после появления русского (моравского) перевода Библии. После того как зазвучала славянская проповедь, сокращение ареала русского языка в Европе остановилось.      
            .   в 18 века  века  Русский язык так же ого языка, то ий язык, как показал анализ  ,  как ц (меряно-русской) мордовских и славяно-вятских ловских   этнические признаки, характерные для русских й   бывают не только национальные, но . Россия - пример наднационального государства, когда в рамках одной государственности развивается не нация, а целая цивилизация. По терминологии Л.Гумилева, супер-этнос.

    В 19 веке понятие "нации", как его сформулировал просвещенный универсум, сводилось к образу племени, вставшего на защиту интересов своей племенной элиты. Ситуацию в России была принципиально иной. Первым эту инакость уловил Лев Толстой: "Пока историческое море спокойно, правителю-администратору,  с  своей утлой лодочкой  упирающемуся шестом  в корабль народа  и самому двигающемуся,  должно казаться, что  его усилиями двигается корабль, в который он упирается. Но стоит подняться буре, взволноваться  морю  и двинуться  самому  кораблю, и тогда  уж  заблуждение невозможно. Корабль идет своим громадным, независимым ходом " (Л.Толской, "Война и мир").

    Способность России идти "своим громадным независимым ходом" - это свойство цивилизации, которая в критические моменты берет верх над государством, потому что цивилизации живут по другим законам. Вот почему предметом защиты вздыбившегося "русского медведя" никогда не была элита России. В крупнейших столкновениях с Европой (в 1604 Сигизмунд, в 1912 году Наполеон, в 1941 Гитлер) русский народ всегда стоял "за веру". Даже во время Великой Отечественной войны, когда в СССР свирепствовал государственный атеизм. Не случайно, в 1943 году СССР открыл сразу три духовных академии (в Москве, Киеве и Ленинграде).

    И революция в России не была похожа французскую. Свержение тирании или отжившего класса  - это не уровень цивилизации... Россия свергала Бога. В этом смысле русские евреи являются инструментом истории, оставаясь плоть от плоти неразрывного целого, чем является русский супер-этнос.

    "То, что в одном веке считают мистикой, в другом становится научным знанием" (Парацельс).

    Планетарную миссию России как государства-цивилизации лучше всех сформулировал полковник Каддафи. В июне 2011 года он выступил с обвинительной речью в адрес стран Европы и США, которые уже 4 месяца вели против Ливии боевые действия, неожиданно заговорив на совсем другую тему: "Будь ещё в мире Россия, настоящая Россия, единая и великая Россия, защищавшая слабых, вы не посмели бы. Но её нет, её нет, и вы торжествуете". 

    Отчаяние не подбирает слов - загнанный в угол лидер уничтожаемого государства вспомнил не Бога, а Россию. Мы изумленно смотрелись в это зеркало, но наши выводы оказались мелки и суетны. Мы стали говорить о роли России в поддержании мирового порядка, о нашем стремлении к многополярному миру, хотя следовало бы задуматься о совсем другом: кто мы? Что делало Россию "великой, защищавшей слабых"?  

    Если мы сами не в состоянии объяснить феномен России, то как ждать этого от жителей США и Европы? Кто должен объяснить миру, что Россия - это цивилизация, развивающаяся в границах одной государственности? Кто должен предъявить аргументы, доказывающие, что России бессмысленно предъявлять требования, которые могут быть адресованы национальному государству? Кто должен сформулировать декларацию о планетарном статусе РФ, который равен статусу ЕС? Если мы не создадим религию, открывающую тысячелетний марш 100-языковой России как модель будущего мироустройства всей человеческой цивилизации, то кто станет провозвестником этой эры?

    Достаточно почитать Пушкина в оригинале, чтобы убедиться в перспективности именно русского мироощущения. Через этот "магический кристалл" можно увидеть будущее, свободное от того апокалипсиса, к которому нас всех ведет "сумрачный германский гений". Ведь мы уже настолько сошли с ума, что измеряем перспективы своего благополучия по индексам, которые отражают глобальный процесс уничтожения планеты! Мы уверенны: чем выше рост экономики, тем лучше наше будущее, хотя знаем, что экономика - это приводной механизм антропогенного давления. Его последствия сверх-чудовищны. По данным BBC, численность диких животных на планете Земля за последние 50 лет сократилась наполовину. Отсюда вывод: глобальная ядерная война - это благо по сравнению с тем, что ждет нас уже в самом недалеком будущем. Если, конечно, человечеству не будет вручена система значений, с помощью которой можно увидеть выход из тупика. В этом отношении русский язык стоит рассматривать как ключ к рецепту спасения, который закодирован в текстах Гончарова, Пушкина, Достоевского, Гоголя, Толстого, Чехова, Блока.

    Кто его знает, может быть идея перекодировки западного создания посредством принудительного чтения "Повестей Белкина" не так уж и безумна? Ведь, факт остается фактом: Россия пыталась это делать на протяжении всей своей истории, и в результате создала мир, свободный от межнационального насилия. В значениях латино-европейских языков этот мир предстает как "тюрьма народов", то есть в перевернутом виде. Очевидно, и образ грядущего, если созидать его в семантике русского языка, тоже может получить прямо противоположное значение.    

    ИСТОРИЯ - ЭТО НЕ ТО, ЧТО БЫЛО, А ТО, ЧТО НАПИСАНО

    Впрочем, рассуждения о мессианской роли России всегда будут выглядеть квасным патриотизмом, пока мы будем внимать им с точки зрения той  отечественной истории, которую сегодня преподают в школах и вузах. Невозможно думать о теории наднационального государства в терминах, предназначенных для описания буржуазной республики. Надо менять всю парадигму, в том числе наших исторический представлений.

    В 1999 году в степях Новосибирской области, неподалеку от районного центра Здвинск, археологи раскопали следы портового города, процветавшего в 7-8 веках до нашей эры. Глазам изумленных ученых открылся защищенный высокими стенами культурный и ремесленный центр с высоко развитыми социальными отношениями. Здесь в геометрически правильных домиках на геометрически правильных улицах жили люди разных национальностей. Элита, как и полагается, пребывала в кремле, но главным мерилом уровня исторического развития найденного поселения были следы кузниц. Ученые определили, что местные кузнецы ковали... железо!

    До сих пор считалось, что железным оружием в ту эпоху владели только дорийцы и филистимляне. Не случайно, первые покорили древних греков, другие – древних евреев. Открытие новосибирских археологов указывает на еще одну "железную" культуру античной Ойкумены.

    О ком идет речь?

    По окаменелым ракушкам ученые установили, что водоем, на берегу которого стоял древний порт, был частью акватории Азовского моря. Это значит, что современники Одиссея, жившие на вершине морского залива в Барабинской степи, были киммерийцами (меотами) или по крайней мере, народом, входившим в эту историческую общность. Сама же Новосибирская область (и, видимо, все Верхнее Приобье)  в эпоху Античности представляла собой типичную "колыбель цивилизации", ничем не уступающей средиземноморской. Очевидно, все закончилось, когда от древнего морского залива остались только соленые лужи новосибирских озер, а вздыбившиеся горы и разлившиеся Васюганские болота обрекли загадочную страну на многовековую изоляцию от всего мира.

    Вот такое археологическое открытие! Оно напрочь перечеркивает все наши представления о прошлом не только Азии, но и Европы (в 8 веке Рима еще не было), потому что заставляет усомниться в направлении волн прогресса. До сих пор считалось, что они шли с Запада на Восток, тогда как факты говорят об обратном. Скорее всего, культуру городских цивилизаций питала Великая Степь. Это была цивилизация конников, мобильная и потому эрудированная, на гребне прогресса.  Не случайно в начале любой европейской культуры историки всегда находят неких "всадников", которые основали первые династии. А наше Отечество как раз находилось в стремнине этого процесса. Одним своим крылом оно участвовало в формировании цивилизации Запада, другой - Востока. Наверное, поэтому западные историки и постарались перенести представления о "диких кочевниках" на сотни лет вглубь истории.

    Древний порт в Барабинской степи снимает с России порчу исторического шельмования и вдыхает смысл, например, в архитектуру Московского Кремля. Разглядывая минареты и мечети, мы не можем не видеть схватки двух миров: степного сарматского, великого своей способностью доставлять армии на огромные расстояния, и городского - венедского, создавшего земледельческие цивилы, торговые союзы и двухпалубные корабли. Эти миры боролись за духовное владычество над волго-окской цивилизацией, которая противопоставляла обоим "конкурирующим фирмам" собственную культуру, еще более древнюю. О том, насколько сильным было это сопротивление, свидетельствует факт, что последним народом Европы, принявшим христианство, оказалась мордва.

    В середине XIII века вектора противоборствующих культур приняли встречное направление, что разломало страну на два государства: Великое княжество Московское на востоке и Великое княжество Литовское и Русское на западе. Для справки: ВКЛ или просто Литва - это чисто славянское государство, издававшее документы на русском языке. Его основали "литы" (представители несвободного сословия в империи франков - вильцы и ободриты), совершившие исход из прибалтийской Славонии, чтобы на новом месте создать новое государство, верное вере предков. Ренессанс язычества оказался настолько заразительным, что к Литве примкнули многие княжества христианской Руси.       

    Историки почему-то этот факт обходят молчанием, но первые два века Москва и Вильня жили душа в душу. Причем московские князья признавали старшинство виленских. Конец идиллии описал некто Даниил Принц из Бухова, находившийся в 1575 году с дипломатической миссией при дворе Ивана Грозного: "Иван же Васильевич, дед ныне царствующего, так как его родственники от взаимных усобиц уменьшились донельзя, да и сам он также многих лишил жизни за ослепление своего отца, то, по низвержении Татарского ига («jugo Tartarico» - авт.), имея возвышенный характер, первый назвал себя "Царем” (Czarum), чего до того Московские Князья никогда не употребляли". Именно в это время начался разлад между Литвой и Москвой!

    ХОМУТ НАНЯТЫХ ВАРВАРОВ - ЕЩЕ РАЗ ОБ "ИГЕ"  

    Надо сказать, это первое письменное упоминание "татарского ига". Сегодня установлено, что "татарское иго" в буквальном переводе есть ничто иное как "солдатское ярмо" или "военный хомут", потому что в 12-15 вв. "игом" называлась воловья упряжь, а "татарами" до времен Алексея Тишайшего называли не народ, а степную конницу, которая считалась "фирменным" родом войск Московского государства. Таким образом, "низвержение татарского ига" - это ничто иное как освобождение государственного бюджета от строки "на содержание армии".

    В старопольской исторической литературе (Длугош, Меховский), когда речь шла об указанном периоде истории Московского государства, вместо слова "татары" использовались другие понятия: "варвары" ("iugum barbarum"), "слуги" ("iugum servitutis") , что уточнят смысл, какой вкладывали в слово "татары" все средневековые писатели: "наемное языческое войско". Таким образом, историческая коллизия, которой в 19 веке немецкий историк Крузе придумал собственное название "tatarisch-mongolisch tributherrschaft" ("татаро-монгольское иго" - Крузе Х., Крузе Ф, «Атлас и таблицы для обозрения истории  всех Европейских земель и государств от первого их поселения до наших времен», 1817 г.), должна была отражать не гнет со стороны вторгшихся завоевателей, а узурпацию власти со стороны наемных вождей варварской армии. Стандартный сюжет из истории позднего Рима с той лишь разницей, что в Московском княжестве "солдатские императоры" предпочитали не покидать расположения войск, превращая свои военные базы ("сараи") в пышные резиденции.

    Новый порядок правления получил название "орда" (однокоренное русское слово "орудовати" в рассматриваемую эпоху означало "устраивать дела"), превратив Москву в административный центр по сбору налогов. В какой-то момент последняя стала преследовать собственные интересы, что и привело к разрыву отношений с братским Великим княжеством Литовским и Русским. Похоже, великий князь Казимир крайне болезненно отреагировало на поражение милитаристской ("татарской") партии в московском кремле и последующее провозглашение Московского царства. 

    Почему?

    Как известно, триумф Василия Третьего нашел выражение в том, что он заново построил московский Кремль, каким мы его видим сегодня, а это образец "протомусульманской" архитектуры. Так может дело в том, что Великое Княжество Литовское и Русское отреагировало на смену в Москве религиозной доминанты?

    Нам известно, что еще при деде Василия Третьего (при Василии Втором) кремлевская знать стала носить татарскую одежду и разговаривала на татарском языке (В.Вернадский). Кстати, само слово "язык" к нам пришло именно из татарского языка, который в те времена, если судить по "Путешествию за три моря" Афанасия Никитина, представлял собой турецко-мордовскую смесь, на которой говорила львиная доля населения Московского государства. Результаты реконструкции головы Ивана Грозного, внука Ивана III, по методу Герасимова тоже говорят в пользу религиозного разлада между Москвой и Вильней. Ведь перед нами открывается лицо этнического узбека! Не случайно, этот русский царь в письмах князю Курбскому писал удивительные вещи: "Встречал ли кто-либо честного человека, у которого голубые глаза? Ведь даже облик твой выдает твой коварный нрав!"

    Если "низвержение татарского ига" былош связано с возвращением в Кремль "лиц узбекской национальности", то кем же тогда были исторические татары, рекомые "iugum barbarum"?

    Ответ, как ни удивительно, известен. В повести об ослеплении  Василия II на эту тему есть характерный эпизод "По сем же татарове начаша Руси кликати: «Вы хто есть?» Они же отвещаша: «Москвичи, а идемъ со княземъ с Васильемъ Ярославичемъ искати своего государя великого князя Василья Васильевича, сказывають его выпущена. А вы кто есте?» Татарове же рекоша: «А мы пришли из черкас съ дв?ма царевичи Махметевыми д?тми, и с Касымом да съ Ягупомъ».

    "Пришли из черкас" - в те времена эта фраза означала "пришли Орды. В данном случае - из Ногайской, которая в те времена включала современную Ростовскую область,  части Волгоградской, ЛНР, Воронежской областей и кусок Калмыкии. В 19 веке - это область Войска Донского, где во все времена проживали черкесы, которых чаще называли касогами. Согласно русским летописям именно они составляли ядро татарского войска.

    Но касоги - народ иранского корня, то есть "истинные арийцы". Выходит, в рассматриваемую эпоху "татарами" называли тех, кого позднее назовут "казаками"?  В Типографской летописи слово "татары" начало заменяться на "казаки" аккурат в конце 15 века (с 1491 года), что хронологически совпадает со временем, когда в Ногайской степи вошла в силу мода на "молодчество" - вольную жизнь в составе воинских братств, которые стали приходить на смену старой структуре ордынского войска. Через три десятка лет завершилась смена поколений. Татар не стало - последнее их упоминание в Типографской летописи относится к 1527 году. Виновниками "растатаривания" касогов, надо полагать, были ветераны взятия Константинополя, вернувшиеся на родину во второй половине 15 века. Им было чем привлечь к себе внимание: называясь на турецкий манер "казаками", они носили турецкую одежду, а главное, не собирались возвращаться в ряды татар. Очевидно, после 1395 года, когда Тамерлан разгромил Орду, какая-то часть касогов примкнула к османам и участвовала в штурме Константинополя 1453 года, покрыв себя славой (с тех пор слово "казак" в турецком языке означает "герой"). Неудивительно, что вернувшись домой, эти воины стали кумирами татарской молодежи, а через 50 лет уже вся степь превратилась в разбойничье Дикое Поле, контролируемое казацкой вольницей.

    Любой этимолог скажет, что "казак" и "касог" - это одно и то же слово, а значит, бытующие представления об этническом составе Орды некорректны. Тем более, что предки современных киргизов, калмыков и некоторых других сибирских народов, стали прибывать к Волге не ранее эпохи Алексея Тишайшего (отца Петра Первого). Соответственно, степными варварами, которые во времена Владимира Красное Солнышко приезжали в Русь нанимались на военную службу, могли быть этнические предки тех, когда со времен Екатерины Великой стали называть "великороссами". Вот почему в Прологе 1661 года "лютии поганци татарове" (в буквальном переводе "твердые язычники солдаты") названы корнем вражды русских князей, то есть раскола, какой имел место на Руси по отношению к "татарам". Более того, из писем Ивана Пересветова следует, то в народе существовало положительное представление о "правде татарской". Возможно, она противопоставлялась правде "русской".

    Название "русин", "русский" в те времена означало не национальность, а подчиненность русам. И суздальские князья не были русскими в современном смысле этого слова. Скорее всего это были православные тюрки, которых Идриси назвал Русью-Тюрк. Они подчинялись метрополии - Руси Киевской, а когда последняя отринула христианство, превратившись в языческое Великое княжество Литовское и Русское, то и в государстве- сателлите должны были произойти такие же изменения. Так оно и случилось. В Залесской Руси к власти пришли единоверцы ВКЛ - степные язычники. Только это были не монголы (китаизированные народы в те времена еще не покинули Сибирь), а белокурые сарматские кочевники (асы, касоги), прежде находившиеся на службе в Руси-Тюрк.

    ИСЛАМ И ПРАВОСЛАВИЕ

    Одной из характеристик эпохи, начавшейся после того, как русь-тюрк уступила свое место белокурым татарам, является бурное  храмостроительство. Все старейшие церкви России были возведены во времена "татарского ига". Учитывая, что слово "харам" - тюркское и означает "место для моления", расцвет Правоверия (так до никонианской реформы называлось Православие) можно объяснить только массовой христианизацией татар, которых крестили, конечно же правоверные представители руси-тюрк, отступившие на вторые роли, но никуда не девшиеся.

    Какие причудливые формы могло находить соединение христианства с язычеством, рассказывает вся история Средневековья. В случае с Древней Русью все могло быть еще удивительней. Изначально принадлежа к городской культуре Востока (основатель московской государственности Андрей Боголюбский до крещения носил имя Китай), Москва хранит на себе печати сразу двух мировых религий - Правоверия и Ислама. Есть даже теория (Фоменко), согласно которой Ислам первоначально мог существовать в Москве как некий воинский вариант христианства. Возможно по этой причине в Европе первое знакомство с Исламом отпечаталось в слове "москва", под которым впервые узнали об этой религии. Вероятно, здесь же стоит искать и ответ на вопрос, почему на старых православных церквах крест сочетается с полумесяцем?

    Лично мне самому было удивительно открыть, что у слова "мечеть", оказывается, есть прямые родственники в древнерусском словаре. У наших пращуров слово "мечта" означало "видение", а "мечтать" - "совершать обряд" (Рыбаков).  Таким образом, получается, что в русском языке слово "мечеть" изначально родилось как название походной часовни. У исторических татар, как известно, до перехода в Правоверие, был культ великих предков, видениям которых они поклонялись. Можно предположить, что "татарское" название молельни сохранилось в Исламе как лексический атавизм от его ранних форм, когда он еще был неразделим с язычеством и христианским Правоверием.
      

    ВМЕСТО ЭПИЛОГА

    Сегодня Ислам переживает кризис радикализма, так как нуждается в новых аргументах, которые бы открыли для его адептов значимость других мировых религий. Россия является единственной страной, которая располагает историческим правом увидеть в Исламе "прикладной" вариант Правоверия-Православия. Во всяком случае, Коран очень похож на извлечение из Правоверия, поэтому обе мировые религии имеют перспективу к слиянию, к возвращению к исторической истине. Вот почему нужен новый уровень межконфессионального диалога.

    Готова ли к нему Россия?

    Как можно видеть, и здесь слабым местом является отечественная историческая наука, которая продолжает созидать историю, разъединяющую народы, в то время как России нужна история, которая их объединяет.

    Очевидно, историческую науку надо переформатировать, как впрочем и все государственное устройство РФ. На смену территориальному принципу организации национальных автономий должен прийти этно-конфессиональный, какой существовал в дореволюционной России. Нам не надо "семью народов"! Не надо "дружбы народов"! В стране, где живет 100 языков, вообще не должно быть сетки, разделяющей население по национальному признаку! Вопрос национальных обычаев и традиций, в конце концов, должен стать интимной стороной жизни каждого человека. Мы должны научиться стыдиться всего, что нас разъединяет, и эта идея должна стать источником вдохновения как исламской, так и православной проповеди. Кино, литература - все должно прославлять высокие наднациональные отношения, формируя русские менталитет, былую основу неубиваемости России!

    Вот тогда-то мы и станем интересны для Европы и кого угодно, потому что начн6ет расти понимание, что только окунувшись в культуру России, мир получает шанс выжить.

     

    Федор ГРИГОРЬЕВ

    Комментарии (0)   Добавить свой комментарий Отправить другу   Версия для печати  


    Другие новости по теме:

  • ПОЧЕМУ РУССКИЕ – «ПОТОМСТВЕННЫЕ РАБЫ»
  • 6 марта 2002 - первым Почетным доктором Сибирского отделения Российской ака ...
  • 15 февраля 1699 - Никольский погост
  • 22 октября 1721 года – Россия аннексировала территорию сопредельного госуда ...
  • 13 февраля 1718 г. - выход первого в мире закона о государственной защите п ...



  • Архив новостей

    Май 2017 (4)
    Апрель 2017 (2)
    Март 2017 (1)
    Февраль 2017 (2)
    Январь 2017 (1)
    Декабрь 2016 (11)
    Главная страница   |  Регистрация  |  Обратная связь
    Новосибирск, вперёд! © 2010 Новосибирск, вперёд!
    © Все опубликованные материалы защищены авторским правом и их использование, в то числе частичное, допустимо только со ссылкой на портал «Новосибирск, вперед!»
    © 2010 Разработка сайта — ЕвроПринт, совместно с INF2k Software